|
| В
море остров
был крутой, Березань, остров на северо-западе Чёрного моря, при входе в Днепровский лиман, в 12,8 км к З. от Очакова. Наибольшая длина с севера на юг около 850 м, ширина на север 850 м, на юг 200 м. В античное время известен как Борисфен. В северо-восточной части острова открыто древнейшее на территории СССР древнегреческое поселение. Раскопками (периодически с 80-х гг. 19 в.) установлено, что оно появилось в конце 7 в. до н. э. (обнаружено много ранней древнегреческой керамики с надписями, монеты, а также римская керамика). В 5 в. до н. э. поселение потеряло значение греческого форпоста и уступило первенство Ольвии. Значительное количество находок на Березани относится к римскому времени (первые века н. э.). В 10-12 вв. здесь было славянское поселение. Найдены стеклянные браслеты, деревянные изделия, железное оружие. 6 марта 1906 на острове были расстреляны активные участники Севастопольского восстания 1905 г. - лейтенант П. П. Шмидт и матросы А. И. Гладков, Н. Г. Антоненко, С. П. Частник.
БУЯН — остров, упоминаемый в русских сказках и заговорах. Находится далеко за морем, наделяется фантастическими чертами потустороннего мира. В заговорах БУЯН — место пребывания мифологических персонажей (богов, христианских святых и др.), помощь которых придает этому заклинанию силу, или чудесный предмет, обеспечивающий полученное желаемого, обычно камень Алатырь. АЛАТЫРЬ , латырь — в рус. средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец», пуп земли, наделяемый сакральными и целебными свойствами. Легенды об Алатыре восходят к представлениям о янтаре как обереге (ср. назв. Балтийского моря — Алатырское море). В стихе о Голубиной книге и рус заговорах Алатырь («бел-горюч камень») ассоциируется с алтарем, расположенным в центре мира, посреди океана, на острове Буяне, на нем стоит мировое дерево или трон, святители, сидит девица, исцеляющая раны; из-под него растекаются по всему миру целебные реки .... Прототипом является остров Березань ниже порогов на Днепре, где было святилище Перуна. ПЕРУН — в славянской мифологии бог грозы. Общеславянский культ ПЕРУНА восходит к культу бога грозы (грома) в индоевропейской мифологии и имеет много общих черт с аналогичным культом Перкунаса в балтийской мифологии. Бог грозы уже в индоевропейской традиции связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя (у славян — князя), особенно на Руси. Его представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию, голова его деревянного идола была серебряной (седина?), а усы — золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил ПЕРУНА в эпоху двоеверия. Главным оружием ПЕРУНА были камни и стрелы, а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа (в древнерусских христианских текстах — «богомерзкие вещи»). Миф о ПЕРУНЕ частично восстанавливается по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях, где громовержец соотнесен еще с самим ПЕРУНОМ (белорус, пярун, «гром»), и по многочисленным сказочным, былинными и другим фольклорным трансформациям, где ПЕРУНА заменяют Илья и другие персонажи с позднейшими именами. ПЕРУН, первоначально в образе всадника на коне или на колеснице (ср. позднейшую иконографию Ильи - пророка), поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа — то мифологическое существо, (Konrad: которому соответствует Яхве – Кощей), последовательно прячущегося от него в дереве, камне, в человеке, животных, в воде. При дальнейших трансформациях мифа может изменяться имя (но не облик) ПЕРУНА и его противника, но основная сюжетная схема остается неизменной. После победы ПЕРУНА над врагом освобождаются воды (в архаических и поздних трансформациях мифа скот, женщина, похищенная противником ПЕРУНА) и проливается дождь. Поэтому наиболее очевидной интерпретацией мифа о ПЕРУНЕ (имеющего у славян и другие возможные истолкования) является его истолкование как этиологического мифа о происхождении грома, грозы, плодородного дождя. Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, само название которых указывает на связь с культом ПЕРУНА: болг. пеперуна с многочисленными табуистическими и звукоподражательными вариациями типа пеперуда, перперуга, преперуда, сербохорв. прпоруша и т. п.: такое же объяснение предлагается и для названий аналогичных ритуалов типа болг. и сербохорв. додола. Эти ритуалы вызывания дождя включают обливание женщины, возможно первоначально связанной с жертвами ПЕРУНУ. Характерной чертой мифов и ритуалов, связанных с ПЕРУНОМ, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы ПЕРУНА и его святилища. Соответственно по всей древней области расселения славян известны названия возвышенностей и гор, которые происходят от имени ПЕРУНА. Связь ПЕРУНА с горами и дубовыми рощами восходит к индоевропейскому периоду. В балтийской и славянской мифологиях ПЕРУН приурочивается к четырем сторонам света, что видно, в частности, и из названия четверга как «дня ПЕРУНА» в полабской традиции, и из четырех (восьми) -членной структуры святилища ПЕРУНА на Перыни под Новгородом. Согласно древнерусскому источнику, «Перунов много» (Перунъ есть многъ), что относилось к наличию нескольких географических и сезонных ипостасей ПЕРУНА, каждая из которых в мифологии балтийских славян, по-видимому, нашла продолжение в самостоятельном божестве, воплощающем лишь одну из ипостасей ПЕРУНА. В Владимировском пантеоне Киевской Руси ПЕРУН почитался как высший бог, что видно и по его месту в списках богов. |
|
Приглашаем всех заглянуть на нашу Гостевую книгу
Send mail to someone@microsoft.com with
questions or comments about this web site.
|